В последнюю неделю Армия обороны Израиля ведет активные действия на территории сектора Газа, чтобы создать на севере плацдарм для развития наземной операции и физически блокировать столицу анклава.
На одном из участков на севере сектора израильским военнослужащим удалось пройти вглубь территории на 5 километров: сейчас бои идут у побережья Средиземного моря у мечети Аль-Халидия. Параллельно АОИ расширяет занятую ранее территорию у Бейт-Хануна на северо-востоке анклава.
На восточном фланге израильтяне вклинились в анклав до участка трассы Салах эд-Дин несколько южнее города Газа. АОИ ставят цель отсечь столицу от снабжения с юга. Однако, чтобы достичь этой цели им необходимо продвинуться до прибрежной трассы Аль-Рашид, являющейся вторым крупным логистическим маршрутом сектора.
Чем обусловлено такое быстрое продвижение израильтян и является ли этой несомненным военным успехом? Удастся ли АОИ блокировать Газу в ближайшее время?
Положение на севере сектора Газа
Кадры вторжения израильских войск массово начали появляться 30 октября, что подтвердило информацию о заходе АОИ в северную часть анклава с двух направлений: вдоль побережья Средиземного моря на северо-западе и по направлению к Бейт-Хануну со стороны КПП Эрез. В последнем случае это обусловлено тем, что город фактически превращен в руины в результате массированных ударов израильтян. Сейчас достоверно подтвердить контроль АОИ можно только над северо-восточными пригородами, где количество капитальных строений минимально, да и те были уничтожены.
В случае с побережьем Средиземного моря ситуация несколько иная: АОИ удалось вклиниться вглубь чуть более чем на 5 километров. Израильтяне контролируют узкую полоску территории вдоль берега примерно до средней школы Аль-Кастин (31.549972, 34.460902). Причина такого быстрого продвижения на этом участке проста: на этой местности практически отсутствует какая-либо застройка, где могли бы укрываться боевики, чем и обусловлено столь быстрое вклинивание АОИ вглубь территории анклава.
Сейчас столкновения между АОИ и ХАМАС идут несколько западнее: боевикам удалось уничтожить израильский БТР у мечети Аль-Халидия, которая находится неподалеку от трассы Аль-Рашид на побережье (координаты: 31,54772389650206, 34,45601344839831).
На севере цель группировки Армии обороны Израиля состоит в том, чтобы создать полностью зачищенный плацдарм для последующей сухопутной операции по физическому блокированию города Газа – столицы анклава. Военнослужащие продвигаются преимущественно по пустырям, стараясь не ввязываться в масштабные бои в городской застройке, что неминуемо обернется высокими потерями.
Учитывая общий «туман войны» на этом участке, нельзя с полной уверенностью утверждать о физическом контроле какой-либо стороны над пустырями и простреливаемыми участками. Скорее всего часть этой территории находятся под огневым контролем и АОИ, и палестинских группировок.
Клин на восточном фланге
На востоке другие части АОИ вошли в сектор Газа со стороны кибуца Бэери, где ранее были замечены скопления израильских войск. Им удалось вклиниться вглубь территории до трассы Салах эд-Дин – основной магистрали, соединяющей северную и южную часть анклава. Подобными действиями израильтяне пытаются отсечь город Газа от снабжения с юга, однако даже если им все же удастся установить уверенный контроль над участком вышеупомянутой трассы, то этого мало: вдоль берега Средиземного моря через весь регион тянется трасса Ар-Рашид. Если же АОИ удастся взять под контроль и ее, то задача по физической изоляции северной части сектора Газа будет выполнена.
Что дальше?
Израильтяне пытаются физически блокировать столицу анклава, чем и обусловлены указанные выше маневры на севере и востоке сектора Газа. Однако, фактически, сейчас каких-то затяжных боев в городской застройке не ведется. При текущих темпах отчитаться о блокаде города АОИ может хоть сегодня при условии увеличения расхода боекомплекта и интенсивности боев (что неминуемо приведет к высоким потерям среди живой силы и техники). При этом не стоит забывать о характере местности и том, что ХАМАС будут контратаковать с целью прорыва блокады.
В целом, на данном этапе Армия обороны Израиля практически выполнила задачу по созданию плацдарма для полноценной наземной операции и зачистки города. Но она будет начата только когда будет принято политическое решение и продуманы все риски этой операции, так как зачистка столицы анклава крайне вероятно приведет к вмешательству в конфликт третьих сторон: в частности, Ирана и «Хезболлы». Да, это участие может ограничиться какими-то не слишком значимыми ситуативными действиями, но если проиранские формирования на фоне сложившейся ситуации не включатся в какой бы то ни было форме, то понесут огромные репутационные потери.